Рекомендации логопеда

Что нужно знать о развитии речи  ребенка

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный), аппарат достигнут определённого уровня. Но без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого не достаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что речь ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев и сестёр. В общении с малышом нельзя «подделываться» под детскую речь, сюсюкать. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Но чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять его повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по содержанию и объёму стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые по возрасту ему не доступны. Перегрузка ребёнка непосильным речевым материалом может привести к неправильному формированию звуков  и даже к заиканию.

Чтобы помочь своему ребенку родители должны знать нормы речевого развития 

В 1 год

Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

В 1 год 6 месяцев

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

В 2 года

На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

В 2 года 6 месяцев

Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

В 3 года

Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

В 4 года

 В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000.

Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.     

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Но что, же делать, если  малыш  вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чем говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, но его речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития.  Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками. Стоит ли волноваться или еще немного подождать?  Вполне вероятно, если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего – это допустимый вариант нормы. Но если и после 2-х лет малыш не заговорил, что, же делать тогда? Не оттягивайте с визитом к логопеду, чтобы понять причины и помочь ребенку. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

От Вас потребуется много усилий: надо выполнять различные упражнения, задания, следить за произношением ребенка. Скорее всего, специалист посоветует:

1.Проверить слух ребенка.

Если есть малейшие подозрения, что у ребенка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращенную к нему речь), не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

 2. Разговаривать с ребенком больше и чаще.   

Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов.

 3.Развивать мелкую моторику ребенка.    

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребенка нужно как можно раньше.

- Делать массаж пальчиков и кистей рук.Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приемы массажа Вам покажет профессиональный массажист.

- Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры-потешки типа «Сорока-белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают  речь и движение. Их развивающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых Вы найдете разнообразные полезные и веселые упражнения для развития пальчиков.

- Для  развития  мелкой  моторики   будут  полезны  и  такие повседневные упражнения, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что все чаще обувь детей имеет липучки),  развязывание узелков на шнурках – это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, веревочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте про конструктор. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

4.  Читать ребенку книжки.

Каждую прочитанную книгу обязательно обсудите с ребенком, рассмотрите иллюстрации, найдите всех героев, уточните, что и как они делают, какие они. А еще лучше – проиграйте сказку или историю, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев прочитанного.

- Не требуйте от ребенка невозможного. Не приставайте постоянно с просьбами: «Скажи», «повтори», «назови». Это совершенно точно не поможет малышу заговорить четко и правильно. 

- Не упрекайте его за то, что он не неправильно говорит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это. Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения между вами будут испорчены. Кроме того, ощущение неуспеха порождает у ребенка чувство тревоги.    

- Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.

- Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребенка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребенку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет». Часто родители чувствуют себя виноватыми, уязвленными, начинают сердиться  и ссориться с ребенком. Постарайтесь, чтобы негативные эмоции не испортили Вашего контакта с ребенком. Его эмоциональное благополучие – Ваша главная задача. 

      Со всеми речевыми нарушениями  можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, при условии, что родители будут помогать специалистам, преодолевать речевой дефект настойчиво, с верой в успех.