Детские страхи

Страх ребёнка - это не каприз. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха.

Правильное поведение, при появлении страхов:

Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость.
Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете, объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей помощи.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!
 

Приемы для снятия страхов в домашних условиях:

  1. Признание - спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится.
  2. Разъяснение – детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения
  3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно (Но! Собака в фильме абсолютно никого не кусает).
  4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится когда вода утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой), то один из родителей может держать его за руку у входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу. 
  5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Опыт включения \ выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим .
  6. Чувство юмора – там, где это уместно, с целью снять напряжение.
  7. Рисование страхов. Пусть ребенок нарисует свой страх. Далее, можно его вместе дорисовать, сделать смешным. Можно порвать или сжечь – как символ его уничтожения.
  8. Добрые сказки на ночь. Главные герои – лисичка, фея, медвежонок. Сказка должна быть веселой, со счастливым концом.
  9. Домашний кукольный театр. Проигрывание сценок, нахождение персонажами представления способов, путей преодоления сложившейся проблемы, или поставленной задачи.


Возрастные страхи:

Первый год жизни

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей


От 1 до 3 лет

  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи


От 3 до 5 лет

  • Страх одиночества, то есть страх "быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (чаще ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет

  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью


От 7 до 11 лет

  • Боязнь школы ("Школьная фобия”)
  • Страх "быть не тем”
  • Боязнь сделать ошибку
  • Боязнь плохой оценки
  • От 10 до 16 лет
  • Страх перед изменением своей внешности
  • Страх "быть не собой”
  • Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.